понедельник, 15 ноября 2010 г.

Правила Фотосъёмки в Магазинах

В последнее время потребители часто сталкиваются с запретом на фотосъемку в магазинах и торговых центрах. Зачастую в магазинах сотрудники охраны могут вежливо попросить посетителя спрятать фотоаппарат или удалить, сделанные внутри магазина фотографии. Несмотря на то, что летом отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей Октябрьского района потребовал от федерального ритейлера «Мосмарта» устранить нарушения прав на информацию, другие торговцы продолжают ограничивать фотосъемку на своей территории. Юристы отмечают, что судебной практики по поводу незаконности запрета на фото- и видеосъемку нет, однако, ряд экспертов считает это незаконным и направленным на сокрытие грехов: завышенной цены на ярлыке или потекших фруктов на прилавке.



Московской сети пригрозили
В июне по заявлению покупателя гипермаркет «Мосмарт» в Новосибирске отказался от запрета на фото- и видеосъемку. Житель Новосибирска, недовольный действиями охраны магазина, которая настаивала на незамедлительном удалении всех фотографий, сделанных на территории магазина, обратился за защитой своих прав в прокуратуру. Прокуратура согласилась с доводами заявителя и направила копию обращения в администрацию Октябрьского района. Специалисты отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Октябрьского района, со ссылками на Закон «О защите прав потребителей» и Конституцию РФ, потребовали от администрации гипермаркета устранить все нарушения действующего законодательства. Как нам пояснили в отделе потребительского рынка Октябрьского района, потребителем является гражданин не только приобретающий товар, но и имеющий намерение это сделать и закон «О защите прав потребителей» действует уже с того момента, как потребитель только вошел в магазин с этим намерением. Также, по словам специалистов, аргументом в пользу заявителя считается ст. 8 Закона, устанавливающая обязанность продавца предоставлять покупателю информацию о товарах. «Каким образом покупатель будет обрабатывать предоставленную информацию и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается», – пояснили нам специалисты.
В ответ на требование чиновников руководство гипермаркета заявило о том, что все нарушения устранены, на территории «Мосмарта» убраны «все имеющиеся запрещающие фотосъемку информационные щиты. С персоналом магазина проведены разъяснительные беседы о недопущении подобных случаев». «Эпиграфу» в течение минувшей недели «Мосмарт» комментариев не предоставил.
«А нам все равно!»
Тем не менее, у большинства ритейлеров свое мнение на этот счет. Зачастую мотивацией ограничения на фотовидеосъемку у ритейлеров служит право частной собственности, внутренние правила, коммерческая тайна. Так, по словам директора по корпоративному управлению ОАО «Новые торговые системы» (развивает по франчайзингу сети «Пятерочка», «Патэрсон» и собственную сеть «Столичный») Александра Агеева, запрет на фотосъемку в магазинах НТС регламентирован внутренними правилами. Аргументирует запрет А. Агеев тем, что выкладка товаров на полке является коммерческой тайной. Запрет на фотосъемку, мотивированный «внутренними правилами» действует как в сети магазинов «Посуда-центр», так и в гипермаркетах «Лента». В данных магазинах, впрочем, как и в сети магазинов под управлением НТС, съемка разрешена только после получения разрешения. «Важно понимать цель съемки фотографа», – пояснили нам в пресс-службе компании «Лента». Директор по маркетингу сети «Посуда-центр» Яков Хромов отметил, что с помощью ограничений «Посуда-центр» борется с нарушением авторских прав и за сохранность коммерческой информации.
В магазине чая «Баолинь» съемка запрещена. «Наши магазины являются частной собственностью, и мы не хотели бы увидеть дизайн наших магазинов у кого-либо еще, – поясняет управляющая магазином Ольга Храмцова. – Покупатели обычно спрашивают разрешение, и мы им вежливо отказываем. К мнению фотографов, которые считают, что запрет на фотосъемку противоречит статье 29 Конституции, мы относимся спокойно. У каждого есть свое мнение, и мы не исключение».
По мнению управляющего партнера юридической компании «Лэнд» Ирины Гребневой, ритейлерам, как владельцам магазина, предоставлено право устанавливать режим на своих объектах. И если ритейлер полагает, что фотосъемка нарушает нормальный режим работы магазина или нарушает какие-либо их права (например, право на добросовестную конкуренцию), вводятся соответствующие ограничения.
Однако большинство опрошенных юристов считает, что запреты на съемку незаконны.
По мнению юриста ООО «Первая Юридическая Компания» Екатерины Азаренок, согласно общеиспользуемой терминологии, супермаркет – крупный магазин, как правило, магазин самообслуживания, в котором представлено множество разнообразных товаров, причем цель представления товаров однозначно определена – реализация потребителю товара, выбранного им из всего представленного ассортимента. «Таким образом, витрины супермаркета (продукция, выставленная на них, ее расположение, цены) – информация, которая не может являться коммерческой тайной в силу закона. В силу ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»: коммерческая тайна – сведения любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны, следовательно, ограничить возможность съемки на этом основании законным являться не будет», – отмечает Е. Азаренок.
Ссылки на право частной собственности так же несостоятельны, как и на аргументы о коммерческой тайне. «Позиция по поводу частной собственности супермаркета и установления запрета/ограничения на съемки внутренними правилами критики не выдерживает: если у субъекта статус частного собственника имущества – это совсем не значит, что он может устанавливать ограничения и запреты, связанные с данным имуществом, нарушающие права и свободы третьих лиц; да и толкование понятия «частная собственность» (ст. 209 Гражданского кодекса РФ) и всех трех правомочий собственника не позволяет устанавливать подобных ограничений, – говорит Е. Азаренок. – Наконец, в гражданском законодательстве фигурирует понятие «место, открытое для свободного посещения». Использование (в том числе и фотосъемка в личных целях) различных произведений, являющихся объектами авторских прав и размещенных в данных местах, разрешено Гражданским кодексом РФ».
Юрист отмечает, что под незаконным ограничением права на съемку следует понимать разрешение снимать только по предварительной договоренности с администрацией магазина.
В то же время ведущий юрист Холдинга безопасности «Подразделение «Д» Борис Пичугинсчитает правильным подходом в реализации фотосъемки наличие договоренности на ее осуществление между двумя сторонами на территории торговых сетей. «С юридической точки зрения, любые действия работников торговых сетей, направленные на запрет фотосъемки, являются неверными. Но, в тоже время, подобные запреты имеют место быть, – констатирует юрист. – «Подразделение «Д» не приравнивает людей, занимающихся фотосъемкой, к разряду нарушителей. Если у посетителя возникает желание сделать фото на территории охраняемого «Подразделением «Д» объекта, то сотрудники охраны просто перенаправляют его в администрацию торговой сети, где обе, как показывает практика, стороны приходят к взаимовыгодному согласию».
Что скрывают сети?
По мнению ведущего консультанта компании «ФинЭкспертиза» Дмитрия Ширяева, основным мотивом ритейлеров по запрещению съемки служит стремление скрыть нарушения законодательства в собственной деятельности. «В соответствии со ст. 8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане вправе осуществлять получение любой информации в любых формах при условии соблюдения требований, установленных законом. Законом «О коммерческой тайне» (ст. 5) установлено, что режим коммерческой тайны не распространяется на сведения о нарушениях законодательства. Поэтому потребитель вполне может зафиксировать и разницу цен в чеке и ценнике, и вздувшуюся банку просроченных консервов. По закону «О частной детективной и охранной деятельности» охрана не вправе препятствовать такой съемке», – поясняет он.
Управляющий партнер группы «Акцент» Софья Щукина считает, что в гипермаркете или супермаркете съемку запрещают, потому что опасаются конкурентной разведки и провокаций со стороны потребителей и околочернопиарных тем. По ее словам, практически ни одна компания не может гарантировать, что у нее идеально соблюдаются требования по хранению, выкладке и транспортировке товаров. «Где-то действительно будут не в порядке сроки годности, где-то липкий пол или неприглядные «потекшие» фрукты. Кто-то, сократив затраты на клининг, нерегулярно чистит и размораживает холодильное оборудование. Где-то ценник в зале и цена на кассе не совпадают. Таким образом, нелояльный, чем-то обиженный потребитель может прийти в магазин сделать несколько кадров, на которых будут видны нарушения магазина. Далее все просто: начинается «вброс» – форум, блог», – констатирует С. Щукина.
Эксперт считает мерчендайзинг одним из самых грозных орудий в борьбе за потребителя. «Если компания X потратила много средств, времени и усилий на создание правильной, эффективной выкладки – конечно же, она будет против того, чтобы вы перефотографировали все полки и «сделали точно также», – говорит она. Но настоящие конкурентные разведчики, по ее словам, давно уже не переписывают и не фотографируют ценники и не копируют выкладку в сетях. «Используются разные технические средства – от диктофонов с встроенными микрофонами до камер мобильного телефона. Очень сложно запретить пользоваться мобильником на территории магазина розничной сети, так что эта мотивация – боязнь конкурентов – архаичная», – добавляет эксперт.
Одной из причин ограничения фотосъемки в торговых сетях управляющий партнер юридической компании «Лэнд» Ирина Гребнева считает обеспечение безопасности самих покупателей. «Поскольку магазин является местом массового скопления людей, здесь действуют мероприятия, направленные на обеспечение безопасности посетителей. В том числе, запрет на фото- и видеосъемку установлен для того, чтобы не дать возможность потенциальному террористу провести подготовку террористического акта (при выборе места размещения взрывного устройства не дать провести фиксацию расположения товара, внешнего вида товара, под который впоследствии может быть замаскировано взрывное устройство)», – полагает юрист.
В заключении отметим, что владельцы небольших магазинов никаких ограничений на фотосъемку не вводят. «Специфика нашего бизнеса такова, что фотосъемка в магазине может заинтересовать, в основном, только конечного потребителя. И если наша клиентка захочет сфотографировать какую-то модель для обдумывания покупки или совета с подругой, то мы возражать, конечно, не будем», – высказывает свою позицию директор магазина «Женское белье на Чаплыгина» Вячеслав Кочергин.
Михаил Докукин


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий